Чиркаем в книжках

Опять народ за старое: стоит только об этом упомянуть, сразу раздаётся плач: зачем да почему я рисую (пишу, чиркаю, мараю) в книгах. Заметки на полях, значки какие-то, подчёркивания и даже, прости господи, перечёркнутые крест-накрест параграфы. Вандализм чистейшей воды. Варварство и неуважительное отношение к Великому Источнику Знаний. Вот, например, страница из прочитанной мною книжки:

Исчирканная страница

 

Полноте, я уже писал об этом, но, видимо, придётся снова. Во-первых, это совершенно не моё изобретение. Позволю себе процитировать Мортимера Адлера:

Из-за собственных подчёркиваний и заметок вы, вероятно, неохотно будете одалживать свои книги окружающим. Эти «заметки на полях» станут частью вашей интеллектуальной автобиографии, и, скорее всего, вам не захочется делиться ими ни с кем, кроме близких друзей. Но у меня, например, редко возникает желание так много рассказывать о себе даже друзьям. Тем не менее делать заметки при чтении очень важно, и вас не должны отпугивать возможные социальные последствия.

Это из его замечательной монографии «Как читать книги». Хотя в ней рассказывается, в основном, о чтении научной литературы, художественная книжка — тоже замечательный блокнот для записей. Вот, к примеру, разворот экземпляра «Анны Карениной», принадлежавшего Владимиру Набокову:

Анна Каренина

Очевидно, что записи на книжной странице — не самоцель,  а инструмент для размышления, изучения и анализа. Мне возражают, что для этих же целей можно использовать блокнот, но я с таким мнением не согласен.  Записи, сделанные в самой книге в процессе её чтения и осмысления становятся не просто комментарием к авторскому тексту, но и отражением нашего мыслительного процесса. Мысль кристаллизуется и фиксируется во времени и пространстве самой книги, в её реальности. Перечитывая книгу позже, мы восстанавливаем эти мысли, строим новаые ассоциации и, зачастую, делаем новые записи.

В этом смысле комментарии на внешнем носителе (блокнот, компьютер) так не работают: для того, чтобы впоследствии воспользоваться заметками из блокнота, нужно читать их синхронно с прочтением соответствующих частей книги, вовремя переключаясь с текста на эти заметки и обратно, с акцентированием внимания на соответствующих параграфах, словах, страницах, восстанавливая ход своих рассуждений. Это, конечно, невозможно.

С другой стороны, выписки можно и нужно делать на внешний носитель, и они хорошо дополняют заметки, сделанные в самом издании. Из хорошо прочитанной книги должны вываливаться листочки, закладочки, указатели на конспекты, отсылки к компьютерным файлам.

Для записей на полях у каждого усердного читателя рано или поздно формируется свой собственный иероглифический язык, подобие стенографии. На печатной странице не так уж много места, а пометки должны быть краткими, но внятными. Вот, например, кусочек из моей иероглифики, которую я недавно, наконец, удосужился свести в один конспект:

Иероглифика читателя

Таких значков у меня около сотни, и они позволяют достаточно кратко формулировать примечания к тексту. Например:

IMG_0007 - Version 2 (1)

означает:

«Речь здесь идёт о девочке. Красивый фрагмент. Возможно, аллюзия к «Красной Шапочке» (смотри перевод Тургенева)».

Иероглифика может и должна быть только ваша, личная, выстраданная. Она складывается постепенно и естественно, в соответствии с тематикой вашего чтения. Она отражает ваш способ мышления, ваш стиль в получении удовольствия. Ничто не мешает вам использовать для записей на полях и такие знаки:

IMG_0007 (1)

Хотя бумажная книга и сдаёт позиции в секторе «лёгкого чтения», уступая место электронным читалкам, пока заменить её полностью не удаётся, и, я уверен, не удастся в ближайшем будущем. Великие книги нужно читать только на бумаге, и одна из главных тому причин — возможность рисовать на их полях. Этот навык является частью умения читать. Ведь не хотим же мы уподобляться критику, которого блестящий Александр Поуп описывал так:

Дурак набитый, уйму разных книг
Он проглотил, но ни в одну не вник

Публикации на схожую тему

41 comments

Добавить комментарий