На берегах реки Напо

Река Напо, Эквадор, март 2007

Не знаю как в других странах, а в Эквадоре цивилизация принесла индейцам-кичуа: алкоголь, католицизм, земледелие и безнадёгу. На берегах реки Напо разбросаны сообщества (community) — по сути это группы отдельно стоящих хуторов с единой системой представительства и власти. Не путайте сообщества с племенами. Например, сообщество Аньянгу (муравьи) относится к племенной группе кичуа.

Индейский хутор. Сообщество Аньянгу, Напо, Эквадор. Март 2007

Индейская семья живет обособленно. Название хутора совпадает с именем главы семейства. Несколько полей, урожай с которых индейцы продают посредникам — зачастую получая в качестве оплаты животных (куриц, например) или орудия труда. Практически действует натуральное хозяйство. Две деревянные постройки на сваях: спальня и кухня. В спальне две кровати: для родителей и для детей.

Маленький индеец-кичуа

Детей около десятка. Чем больше, тем лучше: эффективность работы в поле прямо пропорциональна количеству работников. В community есть начальная школа, и индейские дети практически всегда ограничиваются трехлетним образованием. Это и понятно — родителям не выгодно, чтобы численность семьи падала за счет уезжающих «за лучшей жизнью».

В настоящих, не «показушных» поселениях процветает алкоголизм. Очень упрощенно говоря, родители пьют, дети их кормят. Этакая родительская дедовщина. Есть, конечно, и крепкие хозяйства. Как мне сказал как-то мой гид Диего о своем друге индейце Мигеле: «Он не пойдет домой сегодня, завтра же работать с утра. Ему придется дома обязательно выпить с друзьями. Наша культура общения вообще базируется на выпивке». Мигеле родом из Аньянгу, из небольшого хутора. Настоящий self made man — он вырвался из предопределенного для большинства индейских мальчишек круга и сделал карьеру в туристическом бизнесе. Открытый, улыбчивый, старательный и в то же время гордый, с чувством собственного достоинства.

Мой проводник Мигеле. Индейский self made man

Мы были и в благополучных поселениях, и не очень. Земля принадлежит индейцам, это законодательно закреплено. Но они испокон веков охотились — еще до прихода на эти земли инков. Я не говорю, конечно, о террассовом земледелии древних перуанцев или оросительных инфраструктурах ацтеков. Юго-западнее племенная группа Гуарани до сих пор не признают цивилизации и убивают любого, нарушевшего их законы или пришедших на территорию без разрешения. Тагаэри воюют с Гуарани, a Шугау до сих пор отрезают и засушивают головы — правда, уже не человеческие. Вместо побежденных врагов обезглавливают двупалого ленивца.

Мотивация групп людей, отказывающихся от любых контактов с так называемой современной человеческой цивилизацией — это отдельная и обширная тема. Но, как мне кажется, в чем-то те же гуарани правы. Во всяком случае они живут именно так, как хотят — по законам своих отцов, охотясь на своей земле.

Публикации на схожую тему

6 comments

  1. вольф

    Троллик! Прошу тебя: записывай и подкасты пожалуйста! Я много качаю подкастов, хочу в дальних странствиях слушать твой голос. Уж больно басни у тебя развесистые.

    Прошу совершенно без иронии. Посмотри на свой iTunes и их rpod.ru. Уверен, ты очень даже себя в этом найдешь. Ну а уж мы с тобой традицию путем skypecasts продолжим.

  2. Андрей Егоров

    Я подкасты писать не люблю пока. Я тексты люблю :) На бумаге. Но над предложением твоим надобно подумать.

  3. вольф

    Ты послушай подкасты БГ, Unputun’a, еще кучи там.. Что-то в этом есть, нужное и значимое. Сам же знаешь как и сколько я езжу. Теперь уже нет в машине ни одного диска, все в iPod’e, паче того — уже сутками с наушниками езжу. Признаюсь как на духу: ездить стало проще по ощущениям и веселей по сути. Я буквально настаиваю на твоих лекциях через подкасты!

  4. Андрей Егоров

    Послушал. Неоднозначно. Хотя для длинной дороги, конечно, какая-то идея в этом есть. Надо делать качественно, вот в чем проблема. Или уж совсем не делать.

Добавьте свой комментарий: